Социальный фонд России создан при Правительстве РФ в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Слияние Пенсионного фонда России (далее – ПФР) и Фонда социального страхования России (далее - ФСС России) позволит, в том числе централизовать на федеральном уровне услуги, предоставляемые государственными внебюджетными фондами, а также обеспечить централизацию осуществления обеспечивающих функций в части госзакупок, бюджетного учета и отчетности, кадрового учета.
Социальный фонд России будет осуществлять следующие функции:
назначение и выплату пенсий по ОПС и государственному пенсионному обеспечению;
предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с российским законодательством;
назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по ОСС, иных видов обеспечения;
организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах ОПС и ОСС;
организацию инвестирования средств пенсионных накоплений;
актуарное оценивание финансового состояния систем ОПС и ОСС, долгосрочное прогнозирование их развития;
предоставление государственных гарантий, мер соцзащиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
организацию мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц, а также иные функции и полномочия, предусмотренные международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Будут организованы единые офисы клиентского обслуживания на базе существующей территориальной сети действующих сейчас Фондов и оптимизировано их количество и структура. Такие офисы смогут обеспечить личный прием граждан и страхователей для регистрации документов, представленных на бумажных носителях, и внесения сведений в информационные системы, консультирования и обучения граждан использованию электронных каналов получения услуг (регистрация в личном кабинете, установка мобильного приложения и прочее).