В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п.п. д(2) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2006 г. № 491, п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290, и п. 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями, в том числе, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Также п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, обязывает организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.03.2019 г. № 9424-МЕ/06, организация и содержание контейнерной площадки невозможны без наличия на ней контейнера. Если контейнерная площадка входит в состав общего домового имущества, то контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки. Затраты на покупку контейнеров входят в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, оборудование мест (площадок) накопления ТКО контейнерами является обязанностью собственников, на участках которых расположены места (площадки) накопления ТКО; органов местного самоуправления, создавших места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством; самих потребителей.
Одновременно, в соответствии с позицией, изложенной в разъяснениях Минстроя РФ, и официальной позицией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (письма Минприроды России от 15.01.2019 г. № 12-29/511, № 12-47/501 «О местах накопления твердых коммунальных отходов») оборудование мест накопления ТКО контейнерами и бункерами может быть организовано региональным оператором по обращению с ТКО, но исключительно в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п. 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 г. № 484 (в редакции постановления Правительства РФ от 15.12.2018 г. № 1572), необходимая валовая выручка (НВВ) регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров в размере не более 1 % от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования.
Региональный оператор по обращению с ТКО на территории Белгородской области ежегодно более 1% НВВ тратит на закупку и ремонт контейнеров.
Таким образом, на основании разъяснений Минприроды России (письмо Минприроды России от 11.10.2019 г. № 08-25-53/24802), контейнеры приобретаются собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.